1 / 14 Next Page
Information
Show Menu
1 / 14 Next Page
Page Background

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 1

35

УДК 004.896+007.52+615.47

DOI: 10.18698/0236-3933-2017-1-35-48

ИНТЕРФЕЙС ОБЩЕНИЯ С СЕРВИСНЫММЕДИЦИНСКИМ РОБОТОМ

Д.А. Рогаткин

rogatkin@medphyslab.com

Д.Г. Лапитан

lapitandenis@mail.ru

Московский областной научно-исследовательский клинический институт

им. М.Ф. Владимирского, Москва, Российская Федерация

Аннотация

Ключевые слова

Рассмотрена задача разработки интерфейса взаимо-

действия человека и автономных мобильных сервис-

ных медицинских роботов. Обоснован выбор много-

модальных интерфейсов. Показано, что основная вход-

ная информация для робота, поступающая ему через

интерфейс, может быть разделена на три категории:

1) команда на выполнение действий; 2) запрос справки;

3) нераспознанная информация. Встраивание интер-

фейса в интеллектуальную систему управления робо-

том на современном этапе развития робототехники

необходимо только на уровне распознанных команд,

которые должны формировать мотивацию и дальней-

шую цель действий робота. Выдача справочной ин-

формации и общение на уровне уточнения поступаю-

щей на вход информации может быть выполнено в

интерфейсе на «доинтеллектуальном» уровне реали-

зации

Интерфейс, человек, робот, интел-

лектуальная система, медицина

Поступила в редакцию 02.11.2016

©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №14-08-01127)

Введение.

Первые сообщения о создаваемых мобильных сервисных роботах-

помощниках для медицины стали появляться в середине 1970-х годов [1].

В те годы, в отсутствие портативных компьютеров и интернета, речь могла идти

лишь о транспортировке роботами предметов по больнице и о магнитофонном

воспроизведении речи человека. В частности, в работе [1] описан опытный об-

разец транспортного робота

AMS-car

, который перевозил контейнеры с подно-

сами для питания больных в больнице города Фэрфакс (США). С этого момента

идея внедрения автономных мобильных сервисных роботов (АМСР) в здраво-

охранение буквально «витает в воздухе», так как в медицине существует много

рутинных транспортных, поисковых, информационных и других вспомогатель-

ных процедур, которые ежедневно требуют участия человека, но потенциально

могут быть выполняемы с помощью АМСР [2–7]. Однако решить эту проблему

и заместить вспомогательный труд человека АМСР в клиниках пока никому не

удалось. Главной причиной является отсутствие реальной автономности и «ин-

теллекта» у роботов, несмотря на десятилетия исследований. Возникли даже

сомнения в правильности выбранных подходов [8, 9].