1 / 17 Next Page
Information
Show Menu
1 / 17 Next Page
Page Background

98

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 4

УДК 681.5.09

DOI: 10.18698/0236-3933-2016-4-98-114

АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИКИ ОТКАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ОРИЕНТАЦИИ

МКС НА ОСНОВЕ САМОНАСТРАИВАЮЩЕЙСЯ БОРТОВОЙ МОДЕЛИ

ДИНАМИКИ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ

А.В. Жирнов

1

avzhirnov@mail.ru

С.Н. Тимаков

1, 2

sergey.timakov@rsce.ru

1

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва, г. Королёв,

Московская обл., Российская Федерация

2

МФТИ (государственный университет), г. Долгопрудный, Московская обл.,

Российская Федерация

Аннотация

Ключевые слова

Рассмотрена задача диагностики отказов двигателей ориен-

тации российского сегмента Международной космической

станции. Описан алгоритм диагностики отказов двигателей

ориентации, основанный на анализе рассогласования меж-

ду фактическим поведением динамики углового движения

космического аппарата и его бортовой моделью. Использо-

вана самонастраивающаяся бортовая модель для исключе-

ния ложной диагностики отказов, вызванной влиянием

упругих колебаний конструкции. Приведены результаты

моделирования и летных испытаний алгоритма

Международная космическая

станция, диагностика отка-

зов, двигатели ориентации,

бортовая модель, адаптивный

наблюдатель, упругие колеба-

ния

Поступила в редакцию 07.04.2015

©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016

В настоящее время при выполнении угловых маневров Международной косми-

ческой станции (МКС) [1] используют реактивные двигатели ориентации (ДО)

российского сегмента (РС). Отказ двигателя, входящего в контур управления

ориентацией космического аппарата, может привести к невыполнению целевой

задачи, а также к большому расходу рабочего тела. Поэтому разработка алго-

ритмов диагностики отказов ДО является актуальной задачей.

В настоящей работе рассмотрены два возможных типа отказа:

невключение

ДО, т.

е. отсутствие работы двигателя при поданной команде на его включение;

невыключение

ДО, т.е. продолжение работы двигателя при поданной команде на

его выключение. Для диагностики отказов ДО на МКС используют информа-

цию (квитанцию) с сигнализаторов датчиков давления в камере сгорания. Но

сигнализаторы датчиков давления есть не на всех ДО, а квитанция может быть

одна на несколько ДО. Поэтому совместно с диагностикой по квитанциям

используют алгоритм, основанный на сравнении фактического поведения ди-

намики углового движения космического аппарата и его бортовой модели.