Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

В.П. Корвяков

62

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 5

В соответствии с определением удовлетворенность пользователя — нестрогая и

плохо формализуемая величина, а для формализации эффективности необходимо

определить величины достигнутого результата и использованных ресурсов. В рас-

сматриваемой модели интерфейса результативность принимается полной, т. е.

пользователь всегда полностью достигает поставленную цель.

Оценку пригодности использования интерфейса определим как детермини-

рованный функционал

,

u

Q

аргументами которого являются параметры конкрет-

ного варианта интерфейса. Большее значение функционала

u

Q

должно соответ-

ствовать лучшей пригодности использования. Модель интерфейса, применяемая

в настоящей работе, предполагает оптимизацию расположения элементов интер-

фейса, предназначенных только для ввода информации (кнопки, поля ввода тек-

ста, переключатели и т. п.). Оптимизация элементов интерфейса, используемых

исключительно для отображения информации, в этой модели не рассматривает-

ся. Здесь и далее элементы интерфейса сокращенно называют виджетами.

В рассматриваемой модели взаимодействие пользователя с интерфейсом мо-

жет быть представлено в виде ориентированного графа

,

,

Г X U

где

X

— мно-

жество вершин, которые являются прямоугольными виджетами

, , ,

i

R x y w h

в

пространстве интерфейса;

U

— множество ребер, определяющих перемещения

пользователя от одного виджета к другому. Каждый виджет характеризуется ко-

ординатами левой верхней точки (

x

,

y

) шириной

w

и высотой

h

. Расстояния по

оси

x

отмеряют вправо, по оси

y

— вниз от начала координат, расположенного в

верхней левой точке пространства интерфейса. Любые два различных виджета

одного интерфейса не могут полностью или частично перекрывать друг друга.

Для одного и того же интерфейса в графе

Г

можно выделить маршруты

, , , ,

,

,

,

,

i

j

k r

t

f l

S x u x u x u x

каждый из которых характеризует определенный

вариант использования интерфейса. Под «вариантом использования» понимаем

последовательность действий оператора (нажатий на виджеты), приводящих к

решению одной из задач работы с интерфейсом. Оценку пригодности использо-

вания интерфейса

,

u

Q Г S

можно разложить на два компонента: 1) оценку

эффективности

,

;

e

Q Г S

2) оценку удовлетворенности

,

.

Q Г S

s

Оценка эффективности.

В модели основным показателем эффективности

примем время решения задач с помощью графического интерфейса. Время

наведения курсора на виджет и нажатия на него может быть оценено по закону

Фиттса [2], который, как правило, используют в форме

2

log

1 ,

 

 

D

MT a b

S

где

MT

— среднее время, затрачиваемое пользователем на совершение действия

(перемещение указателя и нажатие на объект);

a

— среднее время начала дви-

жения;

b

— коэффициент скорости движения указателя;

D

— расстояние от

начальной точки до границы объекта (рис. 1);

S

— ширина объекта, измеренная

вдоль оси движения.