Previous Page  3 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 17 Next Page
Page Background

метеоусловия на всех этапах полета. Несмотря на значительные дости-

жения в области метеорологических наблюдений и прогноза опасных

для полетов метеорологических явлений, более 30% серьезных авиа-

ционных инцидентов и 40% авиационных происшествий с человече-

скими жертвами связаны с влиянием метеорологических факторов на

полеты ВС. Одной из основных причин авиационных происшествий

и катастроф является быстрое устаревание метеорологической инфор-

мации, а также недостаточная достоверность прогнозов погоды как по

маршруту полетов самолетов, так и в районе аэродрома [3, 4].

Всемирной метеорологической организацией (ВМО) с 1980-х го-

дов введена Всемирная система зональных прогнозов, чтобы поста-

влять странам-участникам единообразную прогностическую инфор-

мацию о ветре, температуре, давлении и влажности на высотах, не-

обходимую для использования в АС планирования полетов. Метеоин-

формация распространяется в электронном виде в специальном фор-

мате GRIB, который заменил Aeronautical Data Format (ADF) — аэро-

навигационный формат данных;

GRIB (GRIdded Binary) — формат предоставления и передачи дан-

ных, используемый в метеорологии для хранения исторических и про-

гнозируемых данных о погоде. Он был стандартизирован комиссией

по основным системам ВМО, известен под номером GRIB FM 92-IX

и описан в 306 номере руководства ВМО по кодам [5, 6].

Для построения наиболее точной четырехмерной траектории ВС,

необходимо иметь информацию о всех внешних факторах, которые мо-

гут влиять на ВС. В современных системах обычно используют метео-

информацию о зональной и меридиональной составляющей скорости

ветра, передаваемую в GRIB формате. Реже используют информацию

о температуре, давлении и относительной влажности. Метеоданные,

передаваемые в GRIB формате, обычно привязаны к узлам сетки с

шагом 1250 м, что не позволяет обеспечить высокую точность плани-

рования полетов [6, 7].

Основной причиной низкого качества планирования является боль-

шой шаг сетки и отсутствие необходимых вычислительных мощно-

стей для обработки файлов с меньшим шагом сетки. При уменьшении

шага сетки в 10 раз, с 1250 до 125 м, размер данных, которые нуж-

но передать, увеличится в 10 раз. Средний объем метеоинформации

о скорости ветра, покрывающей территорию РФ, за день составляет

250

КБ. Данный прогноз содержит информацию о зональной и ме-

ридиональной скоростях ветра в узлах сетки с шагом 1250 м вдоль

меридиана и данные о 11 слоях с 99. . . 1000 гПа.

При увеличении плотности узлов сетки в 10 раз получается

2

,

5

МБ без увеличения плотности по высоте. При уменьшении

шага по высоте в 2 раза объем данных составит 5МБ. Это объем

48 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 6