Previous Page  5 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 13 Next Page
Page Background

где

k

— коэффициент торможения потока;

C

α

y

г.о

— коэффициент подъем-

ной силы ГО при текущем угле атаки

α

(далее символ

α

будет опущен);

А

г.о

— статический момент ГО, который определяется по формуле [2]

А

г.о

=

L

г.о

b а.баз.кр

S

г.о

S баз.кр

.

(2)

Здесь

L

г.о

и

S

г.о

— длина плеча и площадь горизонтального оперения;

b а.баз.кр

— средняя аэродинамическая хорда базового крыла;

S

баз.кр

базовая площадь крыла.

Момент тангажа

M

z

г.о

является сопрягаемой величиной при опре-

делении эффективности горизонтального оперения в соответствии с

формулой (1), поскольку в обоих случаях параметрами для вычисле-

ний являются:

C

y

г.о

,

S

г.о

и

L

г.о

.

При проектировании самолета конструктор должен стремиться к

минимально возможным габаритным размерам горизонтального опе-

рения при условии, что создаваемый момент достаточен для стабили-

зации самолета в воздухе, выполнения всех необходимых маневров и

обеспечивает требуемый диапазон центровки.

Минимизация габаритных размеров горизонтального оперения

обусловлена следующими факторами:

дополнительным сопротивле-

нием, которое создает горизонтальное оперение при разных углах от-

клонения, что приводит к потере аэродинамического качества самоле-

та и к потерям на балансировку; местоположением горизонтального

оперения на фюзеляже, т.е. его удалением от центра масс, что влияет

на весовую эффективность планера; габаритными размерами, массой

всего самолета и связанными с ними моментами инерции и демпфи-

рования, определяющими маневренность самолета.

Подставив

Y

г.о

=

C

y

г.о

S

г.о

q

г.о

в выражение для моментов оперения,

получим [2]

M

z

г.о

=

C

Y

г.о

S

г.о

L

г.о

q

г.о

,

(3)

где

q

=

ρ

в

V

2

2

— скоростной напор горизонтального оперения (

ρ

в

плотность воздуха на высоте

H

;

V

=

M

a

— скорость воздушного

потока, обтекающего самолет; M — число Маха,

a

— скорость звука на

высоте

H

). Плотность воздуха

ρ

в

и скорость звука на высоте

H

берутся

из таблицы [4]. Таким образом, решение проектной задачи выбора

параметров горизонтального оперения как задачи нижнего уровня при

проектировании самолета в целом сводится к обеспечению потребного

момента тангажа относительно оси

О

Z

:

М

z

г.о

М

потребный

,

(4)

т.е. момента, который требуется создать на горизонтальном оперении

и который участвует в общем уравнении сил, действующих на само-

44 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2016. № 2