Previous Page  8 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 13 Next Page
Page Background

(индекс

Т

обозначает текущее значение

S

г.о

и

L

г.о

, а индекс

N

— на-

чальное значение, нижний индекс ГО опущен в целях наглядности

формул).

Определим отношение предпочтения для данной оптимизационной

задачи следующим образом:

увеличение параметра

Δ

S

— при изменении критерия оптималь-

ности

S

г.о

в предпочтительную сторону параметр

Δ

S

увеличивается, в

противном случае

Δ

S

уменьшается. Иными словами, при отклонении

текущего значения параметра

S

г.о

в предпочтительную сторону, т.е. в

сторону минимального значения, равного

S

1

,

Δ

S

принимает положи-

тельное значение, а при отклонении в сторону максимума, равного

S

2

,

Δ

S

принимает отрицательное значение;

увеличение параметра

Δ

L

— при изменении второго критерия

оптимальности

L

г.о

в предпочтительную сторону параметр

Δ

L

увели-

чивается, в противном случае

Δ

L

уменьшается. Иными словами, при

отклонении текущего значения параметра

L

г.о

в сторону максимума,

равного

L

2

,

Δ

L

принимает положительное значение, а при отклоне-

нии в сторону минимума, равного

L

1

,

Δ

L

принимает отрицательное

значение.

Конструктор (пользователь программы), исходя их своих предпо-

чтений, опыта и интуиции, определяет диапазон поиска оптимальных

параметров

S

г.о

и

L

г.о

. Через интерфейс в качестве входных данных

он задает начальные значения площади и плеча горизонтального опе-

рения (

S

н

,

L

н

) и определяет области поиска оптимальных значений в

виде отрезков

[

S

1

, S

2

]

и [

L

1

, L

2

]. Весовой коэффициент для площади

горизонтального оперения

K

s

либо определяется по статистике (дан-

ные о разработке различных типов самолетов), либо назначается экс-

пертом. В результате экспертной оценки специалистами принимаются

коэффициенты ранжирования (

K

s

,

K

L

), которые определяют степень

важности каждого параметра: для площади горизонтального оперения

S

г.о

K

s

= 4

; для плеча горизонтального оперения

L

г.о

K

L

= 6

.

В математической модели решаемой задачи

K

s

и

K

L

являются ко-

эффициентами ранговой корреляции. Они могут участвовать также в

формировании компоновочных ограничений при формировании обла-

сти поиска решений.

Коэффициент

K

s

зависит от следующих конструктивных параме-

тров горизонтального оперения: стреловидности, удлинения и другой

геометрии; конструктивных решений по способу передачи сил от гори-

зонтального оперения к фюзеляжу; удельной погонной массы единицы

площади, которая определяется материалом и структурой конструк-

ции: каркас, сотовая конструкция, композиционный материал.

Аналогично, весовой коэффициент плеча

K

L

может определяться

тем же способом и зависит от длины хвостовой части фюзеляжа, его

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2016. № 2 47